Меню

Цифровизация сельского хозяйства

2 Ноября 2020
Цифровизация сельского хозяйства

Цифровизация сегодня всё активнее проникает в сферу сельского хозяйства. Новейшие технологии направлены на увеличение доходов в сфере агробизнеса. Кроме того, развитие цифровизации приводит не только к росту финансов предприятия, но выводит организацию на новые лидирующие позиции в сегменте.

За последний год всё чаще возникают ситуации, где устанавливаются задачи на несколько лет вперёд, но как добиться успеха и строить планы, когда новые тренды и тенденции вносят свои коррективы, неизвестно. Для решения таких задач нужно иметь чёткие представления и видение не только на доступные в данный момент решений на российском рынке, но и на более глобальные вещи.

Подход к ведению агробизнеса

Длительное время сельское хозяйство не было привлекательным для инвесторов по следующим причинам:

  • цикл производства слишком длинный;
  • природные риски потери урожая;
  • возможность утраты урожая при сборе и хранении;
  • невозможность автоматизации биологических процессов;
  • отсутствие прогресса в случае повышения производительности;
  • медленное развитие новых технологий внутри отрасли.

Кроме того, нельзя забывать и о человеческом факторе. IT касалась сферы только в случае использования компьютеров для решения и контроля финансовых вопросов, а также для отслеживание коммерческих сделок. Совсем недавно аграрии начали использовать технологии для контроля сбора урожая, ведения молочного, мясного фермерства или для регулировки/контроля процесса переработки сырых продуктов.

Цифровизация сельского хозяйства в России должна иметь конкретный фокус на эффективность каждой операции. В этом должна помочь автоматизированная техника, беспилотники, сенсоры и так далее. Все процессы выполняются без участия человека. Однако это не исключает того, что работник обязан регулировать, контролировать и, в случае неисправности, восстановить все шаги производства. Такой вид деятельности должен привести к высоким показателям урожая/продуктивности молочных животных/мясных продуктов, при этом снизив все возможные риски.

Также проекты по созданию экосистем предоставляют возможности цифровизации сельского хозяйства развиваться семимильными шагами, а также благоприятно влияют на развитие бизнеса и партнёрства. Выражается это всё не только в использовании компьютера, но и в кооперации целых цифровых платформ многих участников. В таких проектах речь идёт не о реализации одной лишь продукции, а и об услугах в целом. Но здесь в конкуренцию будут включаться не только сельхоз гиганты, но и участники из сферы ИТ.

Рассматривая этапы технического развития, можно выделить несколько главных пунктов. Некоторые из них – гибридное разведение, селекция, агробиология, ГМО – уже широко известны рынку, но есть и те, которые только входят в сферу агро.

Увеличение урожая

Потребление подавляющего большинства видов продуктов питания находится в России на уровне ниже, чем прописано медицинскими нормами. Любая вводимая в АПК модернизация должна быть направлена на увеличение продуктов на прилавках для людей.

Стоит отметить, что реальные доходы россиян падают уже 5 год подряд, а значит нужно снизить розничные цены, но не 10-15%, а кратно, при этом сохранив маржинальность агробизнеса. При таком развитии очень важно соблюсти высокое качество продуктов.

В настоящий момент существует множество способов цифровизации сельского хозяйства в России, но окончательная программа развития ИТ- сферы в АПК пока не сделана. Иностранные проекты могут предложить несколько вариантов модернизации агробизнеса в РФ.

CRISPR/Cas9

Сегодня цифровизация сельского хозяйства за рубежом успешно проводится при помощи CRISPR/Cas9. Особенность данного метода состоит в том, что организм самостоятельно с помощью естественных механизмов иммунной системы вырезает у себя неподходящий участок ДНК по указанию генетиков.

Подобные изменения происходят в организме и естественным путём (эволюция), однако такой способ занимает куда больше времени, чем при помощи генного редактирования. Результаты последнего невозможно выявить. Точнее будет сказать, что невозможно узнать произошли изменения в результате человеческого вмешательства или это естественная мутация организма.

Сегодня считается, что CRISPR/Cas9 предоставляет возможность осуществлять точные редактирования, которые куда более эффективные, чем стандартные техники генной модификации или архаичные методы «слепого» изменения генома методов селекции, использовавшиеся в прошлые столетия. Кроме того, все изменения происходят быстро, тогда как естественная эволюция может идти столетиями.

Не так давно шведские генетики смогли убедить регулирующие органы, что растения не признаются официально генетически модифицированными организмами в соответствии с требованиями Евросоюза, если они не содержат чужеродной ДНК. То есть в странах ЕС теперь не запрещено выращивать растения с генетическими изменениями.

Сегодня технология стремительно проникает во все страны. В 2016 году Monsanto выдала лицензию на CRISPR/Cas9. В течение ближайших лет вполне вероятно, что на рынке появятся новые сорта кукурузы и соевых бобов. Вполне возможно, что метод генетических модификаций станет популярным и в России уже через несколько лет.

RNai tech – РНК- интерференция

Как возможную программу цифровизации сельского хозяйства можно считать RNai tech.

РНК-интерференция – это метод снижения/подавления экспрессии генов на стадии транскрипции, трансляции деаденилирования или деградации мРНК при помощи малых молекул РНК. Другими словами, новая технология RNai tech позволяет снизить активность генов в клетках и установить нужные функции генов. Это позволяет повысить уровень защиты клеток от вирусов, паразитирующих генов, а также регулировать развитие, дифференцировку и экспрессию генов.

Так же, как и в случае с CRISPR/Cas9, семена подверженные вмешательству со стороны RNai tech могут быть признаны не генно-модифицированными. Однако стоит отметить, что это касается только растений/семян. Ситуация с животными намного сложнее.

Стартапы

Сегодня вложения в современные технологии велики и демонстрируют колоссальный рост. Главная причина – это онлайн продажи, а также развитие и использование новых биотехнологий.

В 2018 году главными дотациями стали инвестиции в электронную торговлю и маркетплейсы. Суммарные вложения составили более 9 млрд долларов. Это предоставило возможность всем нишам АПК перейти в режим онлайн. Наиболее крупные вложения в агрофуд-стартапы были сделаны США, Китаем и Индией.

Также исследования по цифровизации сельского хозяйства представляют собой мировой ландшафт стартапов и технологических компаний. Их можно разделить на 9 направлений:

  1. FMS. Системы управления фермой;
  2. Сбор и агрегация данных. Обеспечивает контроль и регулировку фермы;
  3. Прогнозирование. Построение планов частной фермы, промышленного предприятия и так далее;
  4. Маркетплейсы. Агромаркетплейсы развиты недостаточно хорошо и глобально. Проблема в том, что их создают не сами представители сельскохозяйственной сферы, а участники других отраслей или смежных. Сегодня электронные площадки по продаже сельхоз продукции открываются в Азии, Африке, Европе и других уголках планеты, но ценообразование и контроль качества регулируются и устанавливаются по другим правилам, введу того, что это совершенно новая ниша для бизнеса. При этом маркетплейсы обладают достаточно высокой «прозрачностью», что является несомненно плюсом для участников с одной и с другой стороны. В России также существуют онлайн-площадки, но до уровня «отлично» им ещё далеко;
  5. Роботизированная техника и дроны. Обеспечивает более точную и быструю работу + исключает человеческий фактор. Сегодня происходит доработка и настройка дронов и роботов, но всё чаще можно увидеть (у крупных производителей), что они становятся полноправной частью рабочего процесса. Роботизация облегчает, убыстряет и улучшает процесс работы, но требует тщательного ухода и внимания, поэтому присутствие и контроль со стороны человека, на данный момент, должны быть;
  6. Сенсоры. Наименее полезный стартап. Работают они только с определённым набором данных, тогда как на молочных комплексах распространена практика использования системных интеграторов, закрывающих все направления цифровизации, работающие со всеми наборами данных, генерируемых хозяйством;
  7. Умное орошение. Эффективный способ увеличения урожайности. Естественно, стартапы не могли обойти это направление стороной. Самый большой спрос на них наблюдается на территориях с засушливым, жарким климатом. Популярными они становятся в центральных и южных регионах России. Главное верно настроить количество и частоту орошения растений;
  8. Животноводство эко-формата. Эко-фермы сегодня становятся всё более популярными. Большое количество горожан уезжает в деревни. Дабы вести своё экологически чистое хозяйство. Органические продукты стоят дороже, а спрос на них растёт каждый год. Кроме того, ведение эко-бизнеса влияет на состояние окружающей среды. Цифровизация в таких условиях появляется неминуемо. За счёт компьютеров и роботов происходит полный процесс ухода, орошения, опыления и сбора урожая;
  9. Вертикальные теплицы и другие виды ферм следующего поколения. Улучшают экологию, при этом экономя большое количество территорий. В США активно развиваются городские вертикальные теплицы, которые позволяют находить синергию сельхозпроизводителям. Кроме того, они отвечают требованием экологизации западного общества. В России вертикальные теплицы не востребованы, но многие эксперты утверждают, что это вопрос времени.

Современные компании, которые выросли из стартапов, отвечают основным требованиям сельхозпроизводителей – сбор, агрегация и анализ данных. Западные агростартаперы используют эффективные технологии ИИ, компьютерного зрения и машинного обучения. Всё это улучшает и развивает новую ветвь в сельскохозяйственной работе. В России компании также пытаются использовать данные технологии, особенно в промышленном масштабе: снимки NDVI (карта показателей количества фотосинтетически активной биомассы) десятков тысяч га пашни, подсчёта яблок на тысячах гектаров садов. Такие методы позволяют своевременно и точечно решать проблемы плохих всходов, недобора зелёной массы, выявить очаги заболеваний и вредителей, прогнозировать всход урожая, планировать уборочные работы и так далее.

Очень важно, внедряя цифровизацию в сферу, контролировать чистоту и точность поступающих данных. Если вводить новую для с/х ветвь работы правильно, то с её помощью можно будет охватить сбор данных и анализировать результаты на протяжении всего производственного цикла. При этом первое, что является преградой для правильного внедрения – сам человек, который демонстрирует сопротивление и опасение, связанные с переходом на digital-решения. Несмотря на это, за последние несколько лет спрос на них вырос на 25%. Особенно развивается в этой сфере свиноводства. Точными цифровыми данными из данной сферы оперируют генетические компании, чтобы обеспечить максимально точный генетический отбор. Более глубокое внедрение в данную отрасль даёт возможность собирать информацию по весу животного, по количеству потребляемого корма, что позволит ежедневно проводить анализ динамики изменений, которые будут происходить с каждым животным.

Сегодня большинство стран с развитой экономикой и/или сельским хозяйством работают над цифровизацией продуктов, которые предоставляют сельхозпроизводителям выгоду от сбора информации и помогают найти новые интересные решения для производства. На данном этапе удаётся собирать полезную информацию с «обратной связи», которую предоставляют ранние последователи цифровизации. При этом эксперты отмечают, что реорганизация сельского хозяйства означает также реорганизацию мышления, а также принятие новых подходов в работе.

Увеличить доход

Развитие и введение цифровизации возможно представить в виде трёх ступеней для крупных, промышленных компаний и двух ступеней для небольших сельскохозяйственных хозяйств и производителей.

  1. Первая ступень. Достижение первого уровня говорит о том, что предприятие обладает эффективными бизнес-процессами. Для достижение этого уровня должны быть введены системы внутреннего учёта, а также единый бэк-офис. Кроме того, база данных и показатели предприятия должна выводиться на специальную инфопанель.
  2. Вторая ступень. На данном этапе компанию можно охарактеризовать как цифровое технологическое предприятие. Такие компании используют в работе новые технологии, которые упрощают работу и улучшают конечные результаты: точное земледелие, искусственный интеллект, компьютерное зрение, машинное обучение и другие. Обычно все виды поставок осуществляются онлайн, а продажи возможно в разных вариантах. Кроме того, важно следить за нововведениями, исследованиями и регулярно внедрять различные инновации.
  3. Третья ступень. Последний пункт – это экосистема агрохолдинга. На данном этапе выстраивают уже целую инновационную инфраструктуру. Все участники рынка внедрены в единую систему на основе digital-платформы агрохолдинга, при этом реализация цифровых решений и услуг в АПК существует как отдельный бизнес.

Самой важной остаётся именно вторая ступень. Она помогает достичь роста рентабельности бизнеса сельхозпредприятия. Со временем необходимо переходить и на третью ступень. Однако сегодня российским предприятиям необходимо сосредоточиться на освоении первых двух ступеней. При этом большинство представителей отрасли уверены в положительном развитии и благоприятном влиянии на экономику цифровизации на с/х.

«Цифровизация сельского хозяйства не заменит свежий хлеб, вкусные овощи и фрукты, однако она очень здорово помогает работникам села и агропромышленникам, так как позволяет осуществлять правильное планирование, сокращение затрат и так далее. Надеюсь, что данные, которые вы будете собирать, помогут, чтобы хлеб был ещё свежее, фрукты ещё вкуснее", — отметил Михаил Мишустин на выставке «Золотая осень - 2020».

Эффективность цифровизации сельского хозяйства зависит от вложенных инвестиций, активного тестирования, регулярного уделения внимания изучению и созданию новых технологий, отраслей и многого другого. Также для успешного развития важно ставить цели не только на увеличении прибыли, но и на помощь: предоставлять всю необходимую информацию основным участникам процесса – от агрономов до собственников бизнеса.

Новости